Волшебница вода. Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе


Волшебница вода. Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе.

Цели:

Развивать навыки проведения лабораторных опытов, соблюдать при этом необходимые меры безопасности, мнение партнера, а также отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.

Активизация и обогащение словаря детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

Познакомить детей со свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного, интересного.

Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды.

Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать,

обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы.

Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Активизировать словарь детей словами: модель, глобус, суша, материки, круговорот воды, пресная вода.

Оборудование:

глобус,

рисунок-схема "Круговорот воды в природе”,

12 стаканов с водой,

цветные палочки,

термос с горячей водой,

10 ч. ложек,

12 сахаринок,

одеколон,

зеркальце,

тарелка со спичками,

10 стаканов.

Ход занятия:

В: Доброе утро ребята, я рада вас всех видеть у вас хорошее настроение? Улыбнитесь и подарите улыбки друг другу!

В:Ребята, отгадайте загадку.

«На нём уместилась

Вся наша Земля:

Моря, океаны,

Леса и поля.

И северный полюс

Там тоже найдёшь,

А если захочешь -

В руках унесёшь.

Что это?

В:Да, это глобус

Глобус-это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на её модель, то есть, посмотрев на глобус?

Д:Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны…..)

- Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер её поверхности, где океаны, моря, а где суша , то есть материки. (показать на глобусе)

-В:Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета?

Д:Синий цвет – это вода : моря, океаны, реки , озёра

В: Если быстро раскрутить глобус, может показаться, будто он одноцветный – голубой. Это потому, что голубого на нём действительно больше, чем жёлтого, белого, зелёного, коричневого.

Показ слайдов 2,3,4,5.

В: Вода занимает 3/4поверхности земного шара.

Показ 6 слайда

В: Вода существует в трёх состояниях жидком, твёрдом, газообразном.

Показ 7 слайда.

В:Скажите, кому нужна вода?

Дети: Вода нужна людям, животным, птицам, растениям.

Воспитатель: Верно. Вода нужна всему живому на земле.

В:Как использует воду человек?

Показ слайдов 8-13

В: Зачем вода нужна животным, растениям?

Показ 14 слайда.

В:Как вы думаете, что будет, если не будет воды?

Дети: Нужна.

В: Да, нужна. Вы сказали все правильно: растения надо поливать водой — иначе они погибнут. Человек ни дня не может прожить без воды.

Животные тоже пьют воду, а некоторые в ней живут (рыбы). Людям вода просто необходима: пить, готовить пищу, мыть, закаляться, отдыхать возле воды. Ни одно живое существо не может жить без воды. Вот поэтому ВОДА - царица всей природы. Как приятно и весело летом плескаться в речке, как приятно утолить жажду в жару. Но чистой воды на земле становится всё меньше и меньше. (слова сопровождаются показом слайдов)

Без воды не сможет прожить ни одно существо на Земле. Нужно не загрязнять её и использовать только по необходимости, поэтому воду надо беречь и охранять.

В: Действительно, без воды невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять.

Показ 15-17 слайд

В: Ребята, а какие вы знаете свойства воды ?

Д: Вода не имеет запаха, вкуса. У воды нет формы.

В: О других свойствах воды мы узнаем в нашей лаборатории с помощью опытов.

Физминутка. «Ехали»

Дети проходят за столы.

Воспитатель:

Все движения повторяйте за мной.

«Коль с водой имеем дело,

Рукава засучим смело. (засучивают рукава)

Пролил воду – не беда:

Тряпка под рукой всегда.

Фартук – друг: он нам помог

И никто здесь не промок». (надеваем фартучки, помогаем друг другу)

Запомните правила поведения в лаборатории:

- Не шумите – этим вы мешаете другим.

- Аккуратно обращайтесь с посудой.

- Слушайте воспитателя.

- Внимательно следите за результатами опыта.

- Закончив наблюдение, постарайтесь сделать вывод.

Опыт 1.

В: Как вы думаете вода имеет вес?

Предположительные ответы детей.

В: Возьмите пустой стакан и с водой. Что тяжелее?

Д: Тяжелее стакан с водой.

Вывод Вода имеет вес.

Опыт 2.

Воспитатель: Опустите в стакан с молоком ложку. Хорошо ли вам видна ложка? ? Почему его не видно?

Д: Молоко белого цвета.

В:Опустите в стакан с водой ложку. Хорошо ли вам видна ложка?

Д: Видна хорошо.

Вывод: Одно из свойств воды – прозрачность.

Опыт 3.

В: Опустите в воду кусочек сахара. Что с ним происходит?

Д: Сахар растворяется.

Воспитатель: Где в жизни мы это можем наблюдать?

Ответы детей: например, когда мы кладем кусочек сахара в чай, сахар растворяется и чай становится сладким.

Вывод: Еще одно свойство воды – в ней можно растворять различные вещества. Вода – растворитель.

В: «Утром бусы засверкали,

Всю траву собой застлали.

А пошли искать их днём –

Ищем, ищем, не найдём.» Что это?

Д: Роса.

В: Почему по утрам, трава мокрая? Вода превращается в росу.

Вы наверное замечали, что ранним летним утром трава и без дождя бывает мокрой. Влага, которая днём «живёт» в воздухе, оседает на землю.

Это и есть роса.

Ребята, посмотрите, у меня на столе стоит термос. А для чего он нужен?

Дети: Чтобы воду горячую хранить, пищу.

В: Посмотрите, у меня зеркало, вы видите себя? (подношу к детям), какие вы красивые!...

А теперь, я подержу его над паром, ой что- то случилось, я себя и невижу!

Ребята, а что же случилось?

Дети: Зеркало запотело.

В: Откуда, появились капельки воды на зеркале?

Дети: От пара.

В: Вода, настоящая волшебница! Вода при нагревании превращается в пар. Пар – это тоже вода.

Вывод: Горячая вода превратилась в пар.

Опыт 3.

Воспитатель: ребята, а как вы думаете, если на улице будет мороз, что произойдёт с водой? (она замёрзнет)

Вот видно, вода превращается в лёд (показываю лёд), потрогайте лёд, какой он? (холодный, твёрдый).

Лёд – это вода, только в твёрдом состоянии. Что произойдёт со льдом если его поместить в тёплое помещение? (он растает превратится в лужицу).

Вот как интересно, вода из жидкости превращается в лёд!

Посмотрите, сейчас я залью лёд горячей водой, куда, он исчез? (растаял)

Воспитатель: Вот ещё одно волшебное свойство воды мы узнали, что вода может замерзать, превращаться в лёд, который от тепла тает.

Опыт 4.

В:Ребята! Можно ли с помощью соломинки для коктейля перелить воду из одного сосуда в другой?

Предположительные ответы детей. ( Можно. Нельзя)

1.Поставить рядом два стакана – один с водой, другой пустой.

2. Опустить соломинку в воду.

3. Зажать указательным пальцем соломинку сверху и перенести к пустому стакану.

4. Снять палец с соломинки – вода вытечет в пустой стакан.

Вывод: С помощью соломинки можно перелить воду из одного стакана в другой.

Вода это жидкость; Вода не имеет собственной формы;

Вода может нагреваться, быть горячей, превращаться в пар, замерзать и от тепла таять.

Воспитатель:

« В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда,

То в снег превратится, то в лёд,

Растает и снова в поход!

По горным вершинам,

Широким долинам

Вдруг в небо взовьётся,

Дождём обернётся,

Вокруг оглянитесь.

В природу вглядитесь:

Внимание! Для просмотра скрытого текста нужно войти на сайт как пользователь!



Прикрепления: Картинка 1
Спасибо сказали (1):
ФрекенБок

Комментарии:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Боты, не могут оставлять комментарии к данной публикации.