«Путешествие на планету ЗУМ» занятия для детей старшего дошкольного возраста


«Путешествие на планету ЗУМ» занятия для детей старшего дошкольного возраста.

Программное содержание: закрепить представления детей о радиации, радионуклидах, способах защиты и выведения их из организма; обобщить знания о лесе, луге и водоёме как природных сообществах; развивать эмпатию и эмоциональный отклик на состояние ближнего; воспитывать гуманное отношение друг к другу и ко всему живому.

Предварительная работа: чтение цикла радиоэкологических сказок с последующим обсуждением; проведение подвижных и дидактических игр радиоэкологического и экологического содержания; рисование по сюжетам радиоэкологических сказок.

Материал: шторы для затемнения окон (со звёздами); вращающийся зеркальный шар для воспроизведения «звёздного неба»; красочно оформленная посылка с посланием; кассета с записью, магнитофон; карта планеты ЗУМ; магнитные рыбки с буквами, удочка; обручи трёх цветов (зелёного, красного, жёлтого); маски-грибы; графические изображения природных сообществ (леса, озера, луга); картинки-объекты с изображением растений и животных разных природных сообществ; рюкзак; дозиметр; фрукты, овощи, продукты питания.

Ход занятия

Воспитатель (В.). Ребята, сегодня утром я обнаружила на столе необычный предмет (показывает). Как вы думаете, что это? (Дети высказывают свои предположения.) Да, это посылка! Давайте посмотрим, что внутри её (дети находят кассету). Кто нам её прислал? (Предположения детей.) Давайте включим магнитофон и прослушаем кассету.

Голос (из кассеты). День добрый вам, маленькие обитатели планеты Земля! Меня зовут Орна. Я живу на далёкой планете ЗУМ. Мы оказались в беде, нам необходима помощь! У нас произошёл взрыв на атомной электростанции. Вредные радионуклиды разлетелись по всей планете. Если вы можете нам помочь, корабль доставит вас на планету ЗУМ. SOS! SOS! SOS!

Воспитатель. Ребята, а где на нашей планете произошёл атомный взрыв? (На Чернобыльской АЭС.) Куда разлетелись и попали радионуклиды? (В леса, реки, озёра, огороды, на поля и луга.) Что сделали люди, чтобы спасти свою землю? (Ответы детей.) Сможем ли мы им чем-то помочь? Каким образом? (Ответы детей.) Давайте вспомним, что нужно сделать, чтобы уменьшить поступление вредных радионуклидов в организм, и как их вывести оттуда, если они всё же там оказались? Для этого поиграем в такую игру.
Дидактическая игра «Уходи прочь, Царица Радиация!»

Цель: закрепить знания детей об основных продуктах питания, уменьшающих уровень радиации в организме.

Воспитатель начинает первым, затем берёт за руку ребёнка и далее по кругу дети называют основные правила питания:
Обогащай свой организм витаминами, пей морсы, соки (желательно с мякотью), компоты, настои ромашки, мяты, шиповника, зелёного чая!
Ешь продукты, содержащие клетчатку (пшённую, гречневую, перловую и овсяную каши, капусту, свёклу, морковь, чернослив)!
Ешь яблоки, персики, крыжовник, клюкву, абрикосы, сливы, чёрную смородину, вишню, черешню, апельсины, лимоны, зефир, мармелад! И т.д.

Воспитатель. Посмотрите, какие из перечисленных продуктов есть в нашей группе, и какие из них мы можем взять с собой для оказания помощи зумлянам? (Дети находят в группе фрукты, овощи, другие продукты, выводящие радионуклиды из организма, и складывают их в рюкзак.) А какой прибор поможет нам определить уровень радиации? (Дозиметр.) Давайте его тоже возьмём с собой в полёт. Не будем терять времени, нас ждёт корабль! В путь! (Дети вместе с воспитателем заходят на «космический» корабль, садятся, пристёгивают ремни.)
Сядьте так, чтобы вам было удобно. Возьмитесь за руки и закройте глаза. (Звучит музыка, дети считают от 10 до 1.) Мы поднимаемся вверх в облака, летим ещё выше, наш корабль покачивает. Крепче держим друг друга за руки. Дышим легко и свободно! Глубокий вдох, долгий выдох. Нам хорошо лететь, взявшись за руки. (Выключает свет, включает вращающийся зеркальный шар, появляется изображение звёздного неба.) Давайте откроем глаза. Мы с вами в космосе. Какие планеты, звёзды и созвездия вы видите? (Ребята называют и показывают, используя приём воображения, известные планеты и созвездия на звёздном небе.)

Корабль опускается всё ниже и ниже. Вот мы и на планете ЗУМ. (Включает свет, появляется Орна.)

Орна. Здравствуйте, ребята! Я рада видеть и приветствовать вас на планете ЗУМ. Вы, видимо, очень смелые и отважные, если прилетели на помощь. Наши учёные составили для вас карту, где специальными значками обозначили наиболее загрязнённые места нашей планеты. (Дети вместе с Орной рассматривают карту с указанием загрязнённых мест, определяются в выборе маршрута. Воспитатель уточняет, что кроме карты им в пути поможет дозиметр и продукты. Предлагает нести рюкзак самому сильному и смелому из ребят (по выбору).

1. Остановка «Водоём».
Дидактическая игра «Назови слово, связанное с радиацией».

Цель: назвать понятия, связанные с радиацией, исходя из первой буквы слова.
Дети вылавливают из водоёма рыбок с буквами и называют слова, начинающиеся на данную букву:
Р — радиация, радионуклиды;
А — атом;
Д — дозиметр, доза;
Ч — Чернобыль;
Н — нейтрон;
П — протон;
И — излучение и т.д.

2. Остановка «Лес».
Дидактическая игра «Займи свой домик».

Цель: закрепить представление детей о сильно- , средне- и слабонакапливающих грибах, произрастающих в наших лесах.
На ковре разложены обручи трёх цветов: красного, жёлтого и зелёного. Каждому ребёнку одевается маска-шапочка с изображением гриба. По музыкальному сигналу дети бегают по импровизированному лесу. Когда музыка останавливается, они занимают место в обруче (домике), соответствующем изображённому грибу, и объясняют свой выбор.

3. Остановка «Луг».
Воспитатель. Ребята, куда мы с вами сейчас пришли? (На луг.) Почему вы так решили? Какие вы знаете растения, которые растут здесь? Есть ли среди них лекарственные? Какие? (Дети дают варианты ответов.)

Дидактическая игра «Угадай по запаху».

Цель: научить находить по запаху знакомые лекарственные растения и соотносить их с графическим изображением на картинке.

Дети по запаху определяют, какое лекарственное растение находится в коробочке (мята, ромашка, зверобой, чабрец, череда и др.), и находят соответствующую картинку с его изображением.
В конце путешествия по маршруту дети по предложению воспитателя изготавливают коллаж «Планета без радиации». Они отбирают необходимые плоскостные фигуры с изображением растений и животных и располагают их на листе бумаги в разных биоценозах с соответствующими комментариями.

Орна. Спасибо вам, ребята, за помощь и поддержку. Вы такие смелые, умные, отважные. Вы спасли нашу планету, а ваша песня воодушевила нас. На память обо мне и всех зумлянах я дарю вам телефон, звоните нам почаще, мы будем очень ждать!

Воспитатель. Дети, а можно ли часто и долго разговаривать по мобильному телефону? Почему? (Ответы детей.) Какие ещё источники излучения есть у каждого в доме? (Телевизор, микроволновая печь, компьютер, радиотелефон...) Как нужно с ними обращаться? (Ответы детей. Воспитатель вместе с детьми объясняют Орне, что звонить они будут обязательно, но разговаривать будут недолго и только по делу.)

Орна. Ребята, я многое узнала от вас. Но на Земле, наверное, уже беспокоятся. Я помогу вам быстро оказаться в детском саду. (Дети заходят на корабль, закрывают глаза, считают от 10 до 1 и возвращаются домой.)

Внимание! Для просмотра скрытого текста нужно войти на сайт как пользователь!



Прикрепления: Картинка 1
Спасибо сказали (1):
ФрекенБок

Комментарии:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Боты, не могут оставлять комментарии к данной публикации.